Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 05.11.2024, 04:22
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Последние индейцы Мангупа
mangupДата: Четверг, 29.05.2008, 12:52 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 102
Награды: 1  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

Величественные руины средневекового города Феодоро высятся на плато горы Мангуп. Как магнит они притягивают к себе многочисленных туристов - сегодня Мангуп настоящая Мекка для любителей приключений не только со всех стран СНГ, но и дальнего зарубежья.

Притяжение Мангупа
Хоть раз побывав на вершине Мангупа невозможно не вернуться сюда вновь. Потрясающей красоты виды, волшебный горный воздух, кристально чистая вода, буйство зелени, чувство необыкновенной легкости, эйфории и одновременно с этим умиротворенности, охватывающие человека, когда он находится на Мангупе, забыть просто так невозможно. Мангуп похож на супертяжелый наркотик, к которому привыкаешь мгновенно, раз и навсегда.

Возможно, именно поэтому некоторые туристы, поднявшись на Мангуп однажды, уже не захотели больше спускаться вниз в пыльный мир дымящих машин, обозленных людей, суеты, непонимания и ограниченности. И приняли смелое решение остались здесь навсегда, среди развалин древнего города Феодоро. Поселились в многочисленных рукотворных и естественных пещерах, разбросанных по разным сторонам плато, и стали жить в единении с природой. "Индейцы" - так назвали их туристы, поднимающиеся на Мангуп время от времени.

Индейское племя немногочисленно: всего лишь несколько десятков человек. В основном это молодые парни и девушки в возрасте 17-25 лет. Правда есть и старожилы, чьи года уже приближаются к 40. Многие с высшим образованием, или как минимум со среднеспециальным.

Как правило, большинство из них живут на Мангупе все время, в том числе и зимой. Спускаются вниз только летом - на мыс Фиолент (что в окрестностях Севастополя) что бы искупать в Черном море и позагорать на пляже. Однако среди индейцев встречаются и "пришлые". Они поднимаются на гору на небольшое время (на пару недель или месяцев), а затем снова возвращаются в город. У "коренных" индейцев отношение к ним сочувствующе-одобрительное: "Лучше уж подняться к руинам Феодоро на пару недель, чем провести пару лет внизу. Жаль только, что не все решаются остаться здесь навсегда".

Хотя, возможно, многие не остаются на Мангупе навсегда только потому, что официально руины древнего города объявлены территорией историко-архитектурного заповедника и здесь категорически запрещается (цитирую по объявлению, что висит у кассы в начале одной из троп на Мангуп) "ставить палатки, жечь костры, жить в пещерах". А также находится на территории после 21 часа. Казалось бы пустая официальная бумажка. Ан, нет. Периодически доказывать то, что она имеет юридическую силу, поднимаются наверх бравые ребята в форме с дубинками. Они гоняют индейцев с насиженных мест, но те все равно чуть позже возвращаются назад. Добровольно с Мангупа никто не уходит. Не уходит потому, что для многих это место стало родным домом.

Мангупский быт

Те, кто не знакомы с мангупской спецификой, обычно спрашивают: "Странно, а почему же эти индейцы на горе с голоду не мрут?".

Действительно, местные жители вовсе не производят впечатления оголодавших. На самом деле, чтобы умереть с голода на Мангупе нужно быть либо очень ленивым, либо специально постараться. Летом здесь обилие грибов, особенно белого горного, кизила, боярышника, диких яблок и груш, лесного ореха, целые поляны чебреца, лимонника, зверобоя, горной лаванды, а также множество других целебных трав. Подкармливают индейцев и туристы, делясь с ними "ништяками". Так здесь на индейском "диалекте" называют еду, сигареты или спиртное. За это благодарные индейцы водят туристов по плато, показывая местные достопримечательности.

Как говорит один из индейцев - Птица: "Людей сюда вообще много заходит, можно сказать, что мы живем за счет туристов. Возвращаясь домой, они нам оставляют продукты, что остаются у них. В мае их больше всего, мы отъедаемся, хотя я не помню, чтобы когда-либо голодал здесь более трех дней. Зимой тут тоже полно народу, особенно на Новый Год. Помню, у нас осталось еды на три недели вперед после первого января".

Но не стоит думать, что все индейцы халявщики и только и думают как объесть туристов. Большинство из них прекрасно дружит с деревом и камнем. Они мастерят красивые амулеты и милые безделушки, а затем продают их поднимающимся на Мангуп. Зимой часть индейцев спускается в окрестные села и помогает местным жителям по хозяйству, строят дома, девушки собирают и продают лекарственные травы.

Быт индейцев прост, суров, но зато естествен. Вместо цивильной ванны - два источника с чистейшей горной водой. Вместо шампуня - настой крапивы, вместо химических порошков - зола, вместо мягкой перины - сухая трава на полу пещеры или самодельные деревянные лежаки. Вместо шведских стенок и подвесных потолков - своды пещеры и затянутый полиэтиленом или одеялом вход. В холодные дни индейцев греют костры, разведенные прямо внутри пещер. Некоторые пытаются соорудить камины, чтобы хоть как-то спастись от дыма.

Вот в таких условиях обитают индейцы. Мало того, не просто обитают, но и рождаются! Так, например, 13 мая 2001 года вековую тишину Мангупа нарушил крик младенца. У местной жительницы Яны родился сын, которого чуть позже назвали Илья.

"Знаете ли вы легенду о мангупском мальчике, который разбился, упав с горы, и чей дух приходит по ночам в палатки туристов? Согласно ей, он будет пугать гостей Мангупа до тех пор, пока здесь не родится ребенок. Но я не была первой женщиной, которой рожала здесь. До меня роды на Мангупе принимали, кажется, в 97 году. Родился мальчик: нормальный, здоровый малыш", - говорит Яна.

Ее история тоже по-своему интересна. Яна киевлянка, с организованной туристической группой пять лет назад поднялась на высокогорное плато и ей так здесь понравилась, что она решила остаться и "случайно отстала от группы". Некоторое время Яна жила в селе Красный Мак, что недалеко от Мангупа, ожидая перевода денег на обратную дорогу. Потом окончательно передумала возвращаться домой. Познакомилась в Красном Маке с местным парнем Николаем и поднялась на Мангуп.

Историй, подобно яниной, о туристах, которые поднимаются на высокогорные плато на пару дней, а остались здесь надолго, довольно много.

Так вот, например, индеец Птица рассказывает, что он приехал с друзьями в Крым из Полтавы, как турист.

"На Мангупе познакомился с индейцами и решил остаться. Вот уже несколько лет, как я здесь... В город я не хочу возвращаться, там люди злые, испорченные деньгами. За все это время я всего несколько раз спускался с Мангупа - ходил в Форос на море. Родные знают, что я здесь живу, я им передаю весточки через земляков, что бывают тут".

У Птицы здесь много свободного времени, которое он посвящает чтению философских книг Кастанеды. Он говорит, что размышляет, пытается стать лучше. Тем не менее, молодой индеец признался, что пока он еще далек от идеала - от бутылки вина или папиросы, забитой ганжей (мангупской ядреной коноплей), он не откажется.

Кстати, на удивление, читают жители Мангупе необычайно много. В основном, конечно, Карлоса Кастанеду и монаха Оша. Однако нередки на полочках в их пещерах сонники, книги по психоанализу, медицине, философии, социологии, астрологии, нумерологии и магии.

Но начитанность совсем не помогает индейцам общаться с представителями ОМОНа и милиции. Примерно раз в полгода "блюстители закона" поднимаются на Мангуп и устраивают облаву на индейцев. Тем приходится менять пещеры.

Жаль. Хотя вот лесники относятся к индейцам с пониманием - благо те помогают очистить весь плато от мусора, оставленного туристами.

Особенно много мусора накапливается за Пасху и 1 мая. "На это время приходится самый большой наплыв туристов, - рассказывает индеец Мел, - кроме того, к нам приезжают наши друзья и знакомые из городов. Признаюсь, тут царит самое буйное веселье - это как в городе на Новый Год".

Для большинства индейцев Мангуп - это нечто таинственное и живое, сродни божеству. Несмотря на то, что под сочной зеленой травой прячутся острые камни, они не боятся ходить босиком:

Например, Птица, это объяснят так: "Я просто попросил Мангуп беречь меня и даже ночью хожу босый, и ничего. Хотя здесь можно легко пораниться". Другие же просто считают, что от Мангупа идет мощная положительная энергия, и для того, что бы ей зарядиться, нужно обязательно быть босиком. Даже зимой не все индейцы одевают обувь, продолжая ходить босыми.

Сознательно уединяясь от цивилизации на Мангупе, индейцы считают, что так они будут ближе к природе. Они уверены, что только в единении с Мангупом можно познать свое предназначение на Земле и жить в согласии с законами Земли и своей душой.

Как добраться до Мангупа?
Добраться до этого заповедного места можно как из Севастополя, так и из Симферополя.

Если вы начинаете свой путь из Симферополя, то вам надо доехать до станции Сирень, далее по дороге на Красный Мак, и, минуя его, на село Залесное, зажатое в теснине между скал. Затем двигаться по автотрассе, которая уходит через село Терновка на Севастополь. Вскоре вы увидите озеро. Сразу за озером необходимо свернуть налево с асфальтированной дороги на грунтовую и въехать в застроенную домами долину (здесь находится татарский поселок Ходжи-Сала). Слева от вас будет возвышаться массив Чардаклы-баир, справа - отроги четырех мысов Мангупа.

В самом поселке Ходжи-сала можно очень недорого снять жилье и нанять проводника.

Кстати, готовят здесь очень вкусно. В основном, конечно, татарская кухня: чебуреки, лагман, плов... Порции большие. Но больше всего туристы обожают необыкновенного аромата и вкуса чай, настоянный на десятке трав, в изобилии произрастающих на Мангупе...

Сам подъем на Мангуп стоит начинать по маркированной тропе, уходящей вверх за последними домами в поселке. Вход платный. Касса находится при входе в Ходжи-Сала. Здесь необходимо приобрести билеты (хотя многие этого не делают). Тут же можно внимательно изучить карту-схему Мангупа, однако и без этого найти тропу будет не сложно - в поселке у поворота на плато имеется указатель.

Тропа эта (длиною около 1 км) проходит под пологом леса через первую оборонительную стену, за которой начинается караимское кладбище, затем идет через оборудованный источник и выходит на плато. В начале и в конце подъем довольно крутой, но за крепостной стеной следует пологий участок пути, идя по которому можно немного отдохнуть.

Если вы предпочитаете путешествовать на автомобиле, то на плато можно попасть по грунтовой дороге, поднимающейся через поселок по долине Джан-дере. Дорога будет несколько длиннее (около семи километров), зато вам не надо будет выходить из машины.

Если вы едете на Мангуп со стороны Севастополя, то вам следует добраться до села Терновка, далее - по дороге на Залесное. Если вы путешествуете на машине, то доезжаете до озера и сворачиваете с асфальтированной дороги направо. Далее - до Ходжи Сала.

Если вы предпочитает ходить пешком, тогда из Терновки двигаетесь по дороге на Залесное. После поворота с указателем "На монастырь" спускаетесь вниз по той же дороге. Внизу у таблички лесхоза сходите с нее на грунтовую дорогу. Затем переходите небольшой ручей (часто пересыхает) и выходите на поле (Чокракская долина). Перед вами южный склон Мангупа. Перейдя через поле, начинаете подъем, немного забирая вправо. У подножия скальных обрывов имеется небольшой пещерный комплекс, вырубленный в скале. От него идите по тропе направо. Затем поднимайтесь по небольшой расщелине, идя по которой придется пройти под нависшим над тропой камнем, ("Мышеловка") - и вот вы на плато.

Краткая историко-географическая справка
Мангуп, Мангуп-Кале, развалины средневекового города в 20 км к востоку от Севастополя. Поселение возникло в 4 веке н. э.

Раннесредневековые названия - Доро, Дорос; в 10 веке впервые упоминается под названием Мангуп; в 12-15 веках - Феодоро, центр одноименного княжества.

После турецкого завоевания Крыма (1475 г.) Мангуп стал центром административного округа. Население занималось главным образом выделкой кож.

Во 2-й половине 16 века наступил упадок Мангупа, а в конце 18 века он был окончательно покинут жителями. Сохранились участки крепостных стен 6 и 15 веков, остатки базилики 6 века, перестроенной в 1425, дворца 15 века, турецкая цитадель 16 века.

В эпоху рассвета Мангупа местные князья владели морским портом и вывозили через него в Европу вино, яблоки, пшеницу из самых плодородных долин Крыма. Христианская культура развивалась здесь еще от живых слов Апостола Андрея. Плотность населения в Предгорье значительно превышала нынешнюю, а уровень культуры соперничал с европейским.

Город располагался на обширном плато площадью около 90 гектаров на высоте 581 метр над уровнем моря. С юга его защищали естественные 40-70 метровые обрывы, с севера подходы со стороны заросших ущелий были укреплены оборонительными стенами и башнями, частично сохранившимися по настоящее время.

С высоты птичьего полета плато Мангупа выглядит следующим образом: на северной его части выступают четыре мыса: Чамну-Бурун (Сосновый мыс), Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова евреев), Елли-Бурун (мыс Ветров) и Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). На конце последнего хорошо видно из долины сквозное отверстие, которое образовалось после разрушения пещеры. Очевидно, поэтому мыс и назван Дырявым. Между мысами лежат овраги: Табана-Дере (Кожевенный овраг), Гамам-Дере (Банный овраг) и Капу-Дере (овраг Ворот).

В настоящее время развалины средневекового города Мангупа объявлены историческим заповедником и ежегодно посещаются тысячами туристов со всего мира.

Мангуп - самый крупный и самый "высокогорный" из 16 так называемых "пещерных" городов Крыма.

Помимо этого, он самый значительный "пещерный" город в современной истории неформальных движений молодежи (хиппи, митьков, экстрасенсов, контактеров, ролевиков), которые безумно полюбили это дикое, но очень прекрасное и величественное место.

Источник

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Пещерный город Мангуп-Кале © 2024