mangup | Дата: Вторник, 16.12.2008, 00:55 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 102
Награды: 1 +
Статус: Offline
| Два дня в Феодоро Из более чем десятка виденных пещерных городов Крыма самое яркое впечатление на меня произвел Мангуп. Мне посчастливилось побывать тут дважды - в середине апреля и конце ноября. И оба раза Мангуп производил новое, но каждый раз неизгладимое впечатление, то безудержным буйством красок Крымской весны, то тихим очарованием эльфийского леса, с неясными очертаниями скрытых туманом руин и увитых вечнозеленым плющем стволов деревьев. Причин моего особого отношения к именно этому городу несколько: огромные размеры, вид, открывающийся с плато, особая красота и живописность, осознание значения Мангупа в культуре Крыма. Добраться из Бахчисарая к Магупу проще простого - несколькими километрами южнее села Залесное, у небольшого пруда, гордо именующегося Мангупским, в узкой межгорной долине расположилось поселение Хаджи-Сала. Доехать к нему можно на любой маршрутке, едущей по шоссе в направлении Терновки. Возвышающаяся над дорогой четырехпалая громада Мангупа, напомнила мне плато из "Затерянного мира" Конан Дойля. Над дорогой, проложенной по дну Каралезской долины, возвышаются поросшие лесом скалы. На некоторых горных склонах образовались причудливые формы выветривания. Они вполне сравняться с бахчисарайскими "сфинксами Чурюк-Су". На дне Мангупского пруда найдено одно из древнейших христианских культовых сооружений Украины, но вот уже много лет оно под водой - спустить часть пруда для раскопок не дают владельцы местной агрофирмы. Впервые к Мангупу мы ехали на арендованном микроавтобусе-вездеходе (скорее нано, чем микро). Проехав мимо озера, наш автобусик остановился на окраине села. Вдруг, из ближайшего дома выскочила тетка и начала "сшибать" с нас по 5 гривен за подъем на гору. Ни билетов, ни кассы, ни таблички с расценками, конечно же, не было. "С какой целью взимается плата? - вспомнилось мне из "Двенадцати стульев", - С целью капитального ремонта Провала, чтобы не слишком проваливался". Но, в отличие от жертв Оси и Кисы, мы принципиально решили не платить, и, выгрузившись из автобуса, начали восхождение. Тетка, поняв, что ничем не поживится, ушла. В ноябре того же года, абсолютно случайно, я вновь попал на Мангуп - до последнего момента собирался на Эски-кермен, но аборигены так убедительно рассказывали о грязи на подходах к городищу, что было бы глупо не прислушаться к их мнению. На месте, где вышеозначенная тетка сшибала с нас по "пятерке", появились вывески, гласящие, что отныне вход на Мангуп платный. Рука потянулось за кошельком. Но то ли поборный сезон закончился, то ли густой туман местами переходящий в дождь и обратно, распугал местных (а нам, северянам, чего бояться, в Крыму +15, ну и ладно, что обложные осадки, в Киеве в это же время -5 и снег), но кассира нигде не было. Ни ждать, ни звать его не стали и пошли неоплаченными. Существует несколько вариантов подъема на Мангуп. Первый - по древней колесной дороге у подножия мыса Тешкли-Бурун, по дну балки Алмалык-Дере. Здесь даже возможен подъем на машине - самолично видел на горе "козлик". Вот только дорога эта с огромными выбоинами - деталями ходовой можно засеять значительные площади. И узкая: если машина вдруг заглохнет, то развернуться негде. Единственный выход - столкнуть окаянную в пропасть. Вцелом спуск или подъем, у кого как получится, не крутой, но очень-очень затяжной. Спустившись с горы, дорога раздваивается. Одно ответвление, огибая Мангуп-кале, вернет путника в поселение Хаджи-Сала, другое же, через минут 40 ходьбы по долине Джан-Дере приведет к шоссе, по которому, двигаясь на север, вернешься к Залесному, это километров шесть, а на юг - прийдешь в село Терновку (километра четыре). У южного подножья горы, есть тропа, ведущая к пещерному монастырю. Монахи и послушники монастырского подворья Преподобномученика Евстратия Печерского в Терновке, обживающие и мангупскую обитель, пользуются ею. Следующий способ подъема - проходя по единственной (как мне показалось) улице села свернуть вправо по боковой дорожке (тоже, на мой взгляд, единственной), двигаться вверх, через балку Табана-Дере в основание мыса Чуфут-Чеарган-Бурун. Дорога не сильно крутая, нормально проходимая. Судя по всему, с туристического сезона 2005 года, почти оборудованная. Но не поручнями, урнами или скамеечками, а табличками "Мангуп, вход платный - 5 гривен". Правда, эти указатели являются и верстовыми столбами, даже в густой ноябрьский туман благодаря ним с пути не собьешься. Испытано на себе. Очень похожая дорога пролегает по дну соседней балки Гамам-Дере, но подъем тут сложнее. И, наконец, последний известный мне способ - за селом (гордое название для десятка антиархитектурных построек) по дну балки Капу-Дере начинается тропа "влоб". Иногда крайне неудобная из-за осыпающегося из-под ног грунта, местами очень крутая - на глаз градусов 70. Но приводит в самый центр городища. Посещение Мангупа именно в демисезонное время может стать прекрасным приключением. Во-первых, не сильно жарко, хотя пол-литра воды с собой захватить надо, чтоб не приставать к попутчикам "Ну дайте мне попить". На горе с водой проблем нет -источники напоят страждущего. Кстати, вода из источника, расположенного в основании мыса Чуфут-Чеарган-Бурун, гораздо вкуснее, чем из родника близ базилики. Во-вторых, летом Мангуп зарастает пышной, а местами просто непроходимой, растительностью, и в ней начинают блуждать даже местные, не говоря о заезжих экскурсантах. Хотя, справедливости ради отмечу, что во время ноябрьского посещения Мангупа, даже при нулевой видимости туманного крымского предзимья, ориентировались мы вполне нормально. Возможно, потому, что главную дорогу за туристический сезон основательно вытоптали туристы, да и вдобавок, обозначено направление движения по городищу синей краской на деревьях и камнях, а может просто потому, что я тут уже был раньше. И, в-третьих, с мая по сентябрь на Мангупе поселяется большое количество хипующей публики со всей европейской части СНГ. И если вы планируете в это время посетить город с детьми любого возраста, уже сейчас придумывайте объяснения "чего это дядьки и тетки голые". Впервые на Мангуп человек пришел шесть тысяч лет назад. В первом тысячелетии до нашей эры тут селились тавры. В начале нашей эры основывается поселение в районе мыса Чуфут-Чеарган-Бурун. Сюда, спасаясь от степных кочевников, стали селиться скифо-сарматы. Толком узнать, кто был строителями и жителями, какая судьба постигла это поселение, мне не удалось - во всей прочитанной литературе о нем написано только несколько предложений. На рубеже 5 и 6 веков начинается новое строительство, на мысе Тешкли-Бурун. С 6 века в хозяйственных нуждах начинает использоваться местными жителями затерявшаяся в обрывах южного склона горы естественная пещера длиной 230 метров, называемая Мангупской. На горе возникает новое поселение - ставший столицей страны Дори город, в этот период своей истории носящий имя Дорос. Его жители - потомки готов-трапезитов, смешавшиеся с потомками тавров, скифов, сарматов, аланов; греками, армянами и другими народами полуострова. Этот конгломерат населения назывался просто - христиане, так как выяснить национальность было практически невозможно. Новая крепость построена по стандартам византийской фортификационной науки. Вероятно, что строилась цитадель при участии византийских специалистов. До конца не ясно, была ли она построена в византийской колонии, как в Алуште или Гурзуфе, либо же ромеи помогали своим суверенным союзникам. В это же время возводится базилика Святых Константина и Елены. Она входит в число самых больших и древних сооружений такого типа в мире. Базилика несколько раз горела, но ее вновь отстраивали. Последний раз в 1427 году, а в 1475 здание было разрушено. Находятся руины базилики в самом центре плато, недалеко от источника. В 10 веке на плато строится церковь Святого Георгия. В том же столетии, после падения Хазарии, на Мангупе появляются караимы - евреи, исповедывающие одно из древнейших течений в иудаизме. Селятся они в верховьях балки Табана-Дере (Кожевенный овраг) и на мысе Чуфут-Чеарган-Бурун (Мыс призывания иудеев), защищенных крепостными стенами и имеющих собственные городские ворота (все это частично сохранилось). Занимались караимы Мангупа выделкой кожи. Тут же находятся возведенные в 11 веке кенасы и караимское кладбище. В это ж время во всех исторических свидетельствах Дорос меняет имя на Феодоро. Этим же названием с рубежа второго тысячелетия стали называть и государство. "Мангупом" же, "Материнской горой", город называется в основном в русских летописях. Существуют свидетельства, что гору, ныне называемую Мангуп-кале, в более ранние времена именовали Баба-Даг, (Баба - отец, Даг - гора). В 11 - 12 веках мангупская крепость вновь перестраивается, расширяется, и охватывает всю площадь горы. Качество фортификационных сооружений подтверждает история - в 1299 году орда Ногая учинила великий разгром на юго-западе Крыма. Был навсегда уничтожен соседний греческий город Эски-кермен, а Мангуп выстоял. Ровно через сто лет хан Едигей сравнял с землей многие поселения Тавриды, включая и Корсунь (Херсонес). Мангупское княжество вновь выстояло, хотя и потеряло часть территорий. Большое строительство разворачивается на Дырявом мысе (Тешкли-Бурун). Это самый небольшой и наиболее изолированный из всех отрогов Мангупского плато. Именно здесь располагался замок, наиболее укрепленная часть города-крепости. Основание мыса с запада на восток пересекает крепостная стена. Воротами служило мощно укрепленное двухэтажное здание, руины которого сейчас являются символом Мангупа. Внутренний же фасад строения имеет широкие окна и орнаментированные наличники - они сохранились до нашего времени. Возможно, тут находилась укрепленная резиденция князей Феодоро. Постройку цитадели относят к 1362 году. Феодориты называли её Пойка и считали отдельным городом. В 1420-1430 годах цитадель была основательно перестроена Близ ворот, внутри укрепления остатки небольшой восьмигранной церкви-ротонды, построенной то ли 8 веке, то ли 1420-1430 годах и служившей княжеским храмом. Аналогов этой постройки в мире практически не существует. На оконечности Дырявого мыса находится пещерный комплекс Барабан-Коба, состоящий из пещерных казематов, расположенных вдоль восточного обрыва мыса, и пещерной церкви, условно называемой "гарнизонной", находящейся на краю мыса. Тут, вероятно, находилась башня, охраняющая подступы к Мангупу. Под башней - двухъярусная пещерная тюрьма и судилище. В нижней пещере посередине стоит колонна, поддерживающая потолок. Если ударить по ней, раздается звук, напоминающий бой барабана. Поэтому и Барабан-Коба. После падения Феодоро тюрьму для своих нужд использовали и турки, и татары. Множество пещер расположено на восточном и юго-восточном склонах горы. В теплое время года в них живет хипарствующая публика. Следы пребывания в пещерах наших современников более заметны, чем скажем феодоритов, турок или татар. Любопытно, как происходит экскурсия по "пещерному городу Мангуп", когда все пещеры заняты жильцами? В районе триангуляционного пункта, указывающего наивысшую точку горы - 583 метра, располагаются древние тарпаны - давильни винограда. Кстати, самые большие в Горном Крыму. На склонах горы растет хоть и одичавший, но культурный виноград. Где-то здесь на планах Мангупа фиксируются руины мечети, построенной в турецкое время. Из зарослей одичавших садов просматриваются руины домов, культовых и фортификационных сооружений. Главная улица города пересекала плато с востока на запад, ее остатки угадываются до сих пор. Наиболее плотной застройка Мангупа была в верховьях балок Табана-Дере и Гамам-Дере благодаря наличию воды - тут и по сей день бьют родники. В районе Табана-Дере обнаружены остатки водопровода из гончарных труб. В Гамам-Дере (Банном овраге), очевидно, находилась городская баня. Множество построек, и не только на Мангупе, связывают с "господином и владыкою Феодоро и Поморья" Алексеем, княжившим по 1434 год. В 20-е годы ХV века основан так называемый Южный монастырь, расположенный в естественном гроте южного склона Мангупа. До наших дней сохранился пещерный храм с фресками Христа, Святителей, Иоанна Предтечи, Спаса Нерукотворного, Пресвятой Богородицы и Архангела Гавриила, Архистратига Михаила. В 1425 году князь Алексей отстраивает княжеский дворец, построенный в 14 веке, но сгоревший когда-то на рубеже веков. Об этом говорит найденная на камне надпись. На северной стороне дома, построенного ассиметрично, возвышалась башня, в южной его части на верхнем этаже находился парадный зал с террасой, куда вела каменная лестница. Стены зала украшали фрески, отделанные мрамором наличники дверей. В нижнем этаже располагались служебные и хозяйственные помещения. Археологами найдены фрагмент каменной плиты с гербом мангупского князя и обломки посуды с монограммой князя Исаака. Руины дворца находятся, вероятно, в лучшей и самой престижной части города - на западной стороне балки Гамам-Дере. Приблизительно в это же время строится церковь Богородицы, расположенная близ балки Табана-Дере. Она действовала до начала 17 века - даже турки не смогли запретить здесь богослужения. Летом того же года турецкая армия уничтожила все генуэзские колонии в Крыму. Она подошла к Мангупу в июле 1475 года. Почти шесть месяцев длилась осада, пять раз противник штурмовал крепость, но взять не смог. Город пал в декабре. Причины сдачи города называются разные: первая - голод, заставивший защитников сдаться, вторая - предательство бояр, открывших ворота крепости. Лично мне, более достоверной кажется вторая версия: крепость неприступна, есть родники и колодцы, сады, огороды и виноградники, скот - можно обороняться гораздо дольше, чем полгода. Город был разграблен и разрушен, жители убиты либо пленены, князь Александр казнен. Его сын воспитывался турками и сохранил титул мангупского князя. Правда, властью никакой не обладал. Княжество Феодоро объявлено собственностью султана. Потомки готов были обязаны поставить татарскому хану 800 воинов, ставших ядром его войска. В конце 15 века в городе стоится мечеть. Большую часть уцелевших жителей Феодоро, прогнал с насиженных мест пожар 1493 года, уничтоживший множество городских построек. Турецкий же гарнизон находился на Мангупе до XVIII века. С тем, что не смогли сделать войны, пожары и стихии природы благополучно справились местные жители - за время с 15 по 18 века они растащили для своих нужд большую часть построек Феодоро. Во второй половине 18 века, чтобы ослабить Крымское ханство, получавшее большие деньги в виде налогов с немусульманского населения, Российская Империя выселяет христиан Крыма в окрестности Мариуполя. В это же время из города уходят караимы... Будучи в районе Бахчисарая, пожертвуйте частью дня, чтобы посетить Мангуп - не пожалеете. А если есть желание увидеть Феодоро, но не хочется на него подниматься своими двумя, можно воспользоваться чужими четырьмя. По соседству, в селе Залесное (в "Комсомольской правде" его почему-то обозвали Залетным) находится ослиная ферма, предоставляющая своих питомцев для подъема на гору. Конечно же, аренда животных стоит денег. Каких не знаю - за ненадобностью. Посещения Феодоро я описывал очень долго - в четыре захода. Теперь от описанных выше путешествий меня отделяет год и несколько десятков городов. Но впечатления все так же ярки, они не затерялись в полученных позднее. Перед глазами встают картины то руин в обрамлении цветущих деревьев, ярких пятен птицемлечника и фиалок, разбросанных по залитым солнцем лужайкам, то крепость в окружении паркового леса под плачущим небом глухого крымского ноября... (с) 2006 Хворостенко Сергей
|
|
| |