Мальчишка был последним мангупским принцем. Турецкие султаны обычно держали таких пленников в своем главном дворце Серале как заложников. Их насильно обращали в мусульманство и воспитывали для порабощения их собственного народа. Вырастая, эти оборотни своим фанатизмом в насаждении ислама и кровавыми зверствами в родных краях, пугали даже своих воспитателей.
Поэтому принц не стал сдаваться в плен, а бросился со стены в отвесную пропасть. Было это, кажется в 1475 году. С тех самых пор и нет покоя чужеземцам на Мангупе. Вот уже полтысячи лет появляется в лунном свете стройная прозрачная фигурка. Задержишь на ней свой взгляд и уже не оторвешь. И легко вскакиваешь на ближайшую стену из поросших ярким мхом неподъемных каменных глыб. И вот уже, как ребенок, забыв обо всем, ты мчишься наперегонки с легконогим мальчишкой. С камешка на камешек, с башни на башню. И странный этот танец настолько сладок, что мысль о смерти уже совсем не пугает. И ты делаешь вслед за ним свой последний шаг, и летишь в темное чрево пропасти.
Отвесные скалы бесконечно повторяют твой крик, предостерегая тех, кто пока еще жив. Ведь для Мангупского Мальчика, утратившего свою княжескую семью в день страшной резни, любой чужеземец в ответе за то, что было более пятисот лет назад.
Я не хочу вас разочаровывать, но история о Мальчике придумана в 70-е годы одним из руководителей ПТУушного археологического кружка. Кажется для удержания детишек от ночных прогулок. С тех пор ее рассказывают у ночного костра – кто как может. Попробовал и я.
Моя версия написана под впечателнием болгарского фильма "Время гнева".
Но, с другой стороны, руководительница воронежского археологического кружка радостно доложила мне, что на одной из прошлогодних пейзажных фотографий отчетливо светится печальное лицо Мальчика...
На самом деле турки захватили малолетнего наследника княжеского престола в плен. Он вырос при дворе султана Оттоманской Порты и сопровождал все важные дипломатические миссии в православные государства под именем бея Мангупского. Для царских династий Московии, Валахии, Молдовы и для других важных аристократических фамилий (имеющих право на византийский герб с двухглавым орлом) он был родственником. Ну а поскольку среди титулов султана были и ХРАНИТЕЛЬ ГРОБА ГОСПОДНЯ и ПОКРОВИТЕЛЬ ХРИСТИАН, судьба бея Мангупского была вовсе не так уж плоха.
Так что по древним стенам скачет по ночам какой-то другой мальчишка. Может быть из квартала гулямов... Но об этом надо придумывать уже совсем другую историю.
А вот что не нуждается в пугающих рассказах:
– трава на Мангупе после захода солнца может покрываться обильной росой. В сочетании с ярким светом полной луны, искажающим расстояния, это привело уже не к одной смерти. Людям кажется, что до обрыва еще достаточно большое расстояние, а место, где они гуляли днем, выглядит совершенно безопасным. На росистой траве легко подскользнутся, если это рядом с обрывом, то сделать никто просто ничего не успевает.
Выбирайте сами, что рассказывать вечером у костра, но никогда не гуляйте при полной луне у обрывов Мангупа.