Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 25.11.2024, 18:05
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Княжество Феодоро и его князья. Фадеева Т. М., Шапошников
mangupДата: Пятница, 24.06.2011, 06:37 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 102
Награды: 1  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

Княжество Феодоро и его князья. Фадеева Т. М., Шапошников

Часть 1

ИСТОРИЯФЕОДОРО

Княжество Феодоро и крест пространства....7
Направление «юг-север» и путь Гаврасов из
Халдии в Таврику............................22
Готия-Дорос-Феодоро.................31
Князья Феодоро............................ 36
Наследники князя Алексея...........41
Геральдика еодоро.......................55

ПАМЯТНИКИ МАНГУПА
Путь к Мангупу ............................................. ..73
Ворота Мангупа..............................................76
Стены_Мангупа................................................78
Цитадель .........................................................82
Базилика ..........................................................85
Пещерный храм..............................................92
Дворец..............................................................97
Храм св. Георгия........................................ 112

ЗЕМЛИ КНЯЖЕСТВА ФЕОДОРО
Система укреплений княжества.................117
Внутреннее деление княжества: крепости
и уделы............................................................128
Количество и этнический состав населения
княжества..................................................... 159
И еще о готах............................................... 166
Часть 2

Александр ШАПОШНИКОВ

ФЕОДОРО В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА, ЕПИСКОПА ГОТФИИ (ПЕРЕВОДЫ, ТОЛКОВАНИЯ И КОММЕНТАРИИ)..................................................... 173
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЖИТИЮ ИОАННА ГОТСКОГО ............................................................................................. ..............................175
Чудеса святого Иоанна....................................................................................................... 179
Толкования и комментарии.................................................................................................. 181
Резюме................................................................................................................................. ....2 06
Несколько слов по поводу Готского
восстания......................................................................................................................... ........20 8
ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ЗАПИСКИ ГОТСКОГО
ТОПАРХА» X ВЕКА..............................................................................................210
Разночтения, толкования и комментари...................................................................................214
Литература о «Записках готского топарха» .......224
«ОПИСАНИЕ ГОРОДА ТЕОДОРО». СТИХИ МАТФЕЯ, ПРОСТОГО И СМИРЕННОГОСВЯТИТЕЛЯ...............................................................................225
Комментарии к стихам.............................................................................................230

О ЯЗЫКЕ ТАВРИЧЕСКИХ ГОТОВ.....................................................................233
ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ГОТОВ..........................................................244
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ГОТОВ.........................................................................................252
Сотворение мира...............................................................................................................252
Рождение богов..................................................................................................................253
Земля........... ..........................................................................................................................25 7
Царство мертвых...............................................................................................................258
Небеса........... ......................................................................................................................259
Мировое дерево................................................................................................................260
Сотворение человечества...............................................................................................261
Совращение ансов и война ансов с ванами. ...............................................................261
Убийство Балта..................................................................................................................263
Конец времен ....................................................................................................................265
Погребальный обряд готов-тетракситов
и герулов языческого периода ......................................................................................266
Иудео-христианская религия распространяется среди готов.................................267
Главные германские (готские) божества....................................................................270
Династия готских правителей....................................................................................... 272
Германские племенные наименования....................................................................... 272
Германские местные названия в Скифии. ................................................................ 274

Источник
 
mangupДата: Пятница, 24.06.2011, 06:39 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 102
Награды: 1  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

История Феодоро
Княжество Феодоро и крест пространства.


Величественный и грозный образ города на вершине Мангупа с давних времен поражал воображение путешественников, побывавших в сердце горного Крыма. Неожиданно появляющийся перед изумленным взором, словно скалистый остров, высоко вознесшийся над морем лесистых холмов Мангуп господствует над окружающими его долинами. Нерукотворная крепость окружена отвесными обрывами-бастионами, поросшие лесом ущелья - под защитой мощных стен и башен.

С плато Мангупа далеко вокруг открывается неизъяснимо прелестный вид, простирающийся на западе до скрытых горами башен Каламиты, Херсонесских бухт и ясно видной Чембало. Вправо от Каламиты - набегающие друг на друга волны холмов, в провалах меж которыми сгущается розовеющий в закатных лучах туман. За олмами начинаются бесконечные степи. Перемещая взор к северо-эстоку, можно окинуть взглядом почти все крепости горного Кры ма: Эски-Кермен, Кыз-Куле. Видны с Мангупа и Кырк-Ор, Тепе- е Рмен, Качи-Кальон. На востоке панораму замыкает гигантский г ер Чатыр-Дага, за которым среди гор живописно расположился замок фуна

Эта великолепная панорама - зыблющаяся в волнах беспокой ного времени, сжимающаяся и расширяющаяся под давлением буй ных соседей округа Дори, или Феодоро - княжества, начала кото рого затеряны в темных веках истории Крыма.

Упоминания о Доросе и владетелях Феодоро, причудливо пере мешанные со сведениями о Готии, Готской епархии, рассеяны во множестве древних источников, интригуя исследователей. Постепенно, подобно тому как в калейдоскопе из беспорядочной массы частиц складывается прекрасная и симметричная фигура, возника ет дивный цветок, сверкающий красками великолепной византий ской культуры, привитый к пестрому конгломерату культур наро дов, смешавшихся на крымском перекрестке.

Над всем этим великолепием парит под облаками владыка княжества Феодоро - город Феодоро на вершине Мангупа .

Византийский иеромонах Матфей 1 увидел это диво в конце XIV — начале XV в., когда столица княжества была в расцвете, несмотря на раны войны.

Путешествуя и осматривая все, что есть в той местности, Увидел я великолепный, но совершенно запустевший город, Окруженный горными вершинами и отделенный от них долинами, Защищенный укреплениями в клисурах, подобно рвам и валам

прочих городов, Стоял посреди них город - диво дивное и чудо, приводящее

в трепет!

Подобный шестигранному престолу посреди долины. С его нерукотворными стенами небесной меди, Ясно видный издалека. Остановился я, совсем онемев от восхищения.

Обращаясь, в обычаях средневековой поэзии, к городу, Матфей спрашивает:

О чудеснейший город, именуемый Божий дар,

Кто тот высочайший и чудотворный мастер,

Соорудивший твои валы и клисуры, и вознесший тебя на высоту,

Воздвигнув удивительные природные стены

( О нем и его поэме подробнее на стр. 35—36 и 228—233 наст, издания )

Без извести, и плинф * , и резных мраморов,

Без ремесленников, искусных мастеров и разных камнетесов,

Без огромных камней и тесаных квадров,

Без рубил и пил и без прочих орудий,

Без криков и стенаний множества людей и без надсмотрщиков,

Без повозок и строительных лесов,

Без царской руки (поддержки, повеления) и денежных издержек

Эти стены высокие поставил вокруг тебя?

Как же сумел ты вознестись высоко над землей,

Достойный обозрения со всех сторон, как с земли, так

и с моря?

Кто сотворил твои источники сладкой кристальной воды, Лужайки и долины, мысы и лощины?

Ибо нигде в мире не найдешь ни более широкого пространства, Ни более великого города, кроме, пожалуй, Константинополя, О чудо из чудес, меня изумляет твое сотворение!

Город «отвечает»:

Поистине, удивительно это творение,

В высшей степени совершеннейшее у Творца,

Преславного архитектора, мастера велемудрого...

(* Плинфа от plinthos - широкий и тонкий обожженный кирпич, применявшийся в византийских постройках. )

О Мангупе и других пещерных городах повествует труд «Описание Татарии» Мартина Броневского, посла польского короля Стефана Батория к крымскому хану Мухаммед-Гирею II . Он посе тил крепость в 1578 г., примерно спустя столетие после ужасов осады 1475 г., когда большая часть его жителей погибла, обороняя свой город, или попала в неволю. Неудивительно, что он видел упадок и запустение, хотя крепость при турках сохраняла важное значение как центр кадылыка, включавшего большую часть территории бывшего княжества Феодоро. Он упоминает «два замка, построенных на высокой и широкой скале», «драгоценные греческие храмы и здания», ворота верхнего замка, украшенные мрамором и греческими надписями. Говорит он и о пожаре, случившемся спустя 18 лет после осады и довершившем разрушение. Вот почему,

его словам, не сохранилось ничего привлекательного и никаких исьменных памятников «ни о князьях, ни о народах, владевших этими огромными замками и городами» [1].

В XVII в. количество сведений о Мангупе увеличивается. Пре фект Каффы Эмилио Дортелли д'Асколи в труде «Описание Чер ного моря и Татарии» поражен природной неприступностью Ман- гупа и обильными источниками воды: «Над городом нет ни одной вершины, с которой можно было бы его обстреливать ... Но всего чудеснее то, что в нем и над ним не простые источники, а обиль ные родники, изливающие как из бочки, чистейшую и вкуснейшую воду; удивляешься, думая, откуда она исходит, так как кругом одни глубокие ущелья. Итак, здесь проявляется ad litteram (буквально) всемогущество Создателя, который рек в псалме 103: „На горах будут стоять воды"»[2]. По его словам, это была последняя кре пость на полуострове, сдавшаяся туркам.

Пожалуй, самое полное из дошедших до нас описаний принад лежит турецкому дипломату и путешественнику Эвлии Челеби, ав тору интереснейшего сочинения «Книга путешествий». Посетив Мангуп в 1666 г., Эвлия восторженно пишет о неприступных об рывах и зияющих пропастях вокруг плато, описывает устройство главных городских ворот, упоминает семь башен, акрополь на мысу Тешкли-Бурун. В то время цитадель была необитаема, но поддер живалось ее боевое состояние, в основном здании хранились пуш ки, ружья и амуниция, ключ находился у коменданта крепости.

«Эту крепость нельзя сравнить ни с одной крепостью в заселенной части земли ... Поэтому историки Чингизидов называют эту крепость Кахкаха (насмехающуюся над врагом) Крыма. Да хранит ее Бог в спокойствии! Потому что эта крепость есть творение Аллаха. Кто ее не видел, пусть не говорит, что видел лучшую крепость в мире»[3].

В то время на Мангупе еще было около 60 домов: эту цифру называет французский инженер Боплан (1640)[4].

После заключения между Россией и Турцией Кучук-Кайнард-жийского договора, крепость утратила военное значение. С при соединением Крыма к России в 1783 г. она вновь оказалась в поле внимания военных: с нее снимают подробный топографический план, особо ценный тем, что в то время еще можно было разли чить направления улиц и кварталы города. План не издан и хра нится в Российском военно-историческом архиве.
Начало научному описанию памятников Мангупа и других «пе щерных городов» положил академик Паллас. Вместе с ним в 1800 г. посетил Мангуп английский профессор Э. Кларк, дополнивший све дения своего ученого спутника восторженными описаниями приро

ды и романтических руин; ему принадлежит часто приводимое выс казывание о Мангупе: «Ничто в какой бы то ни было части Европы не может сравниться с грозной величественностью этого места»[5].

«Положение Мангупа необыкновенно, - вторил ему русский исследователь-крымовед Петр Кеппен. - Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем преврат ностям мира»[6]. Однако период «описаний», ценный тем, что зафиксировал еще сохранившиеся на тот момент на поверхности руины, вскоре исчерпал свое значение, ибо достоверных истори ческих сведений о Мангупе было на редкость мало. Характерно восклицание Муравьева-Апостола: «Что же такое Мангуп? Отчая ние мое! Выезжать отсюда скорее, ибо нет ничего досаднее как неудовлетворенное любопытство»[7].

В наших предыдущих книгах: «Тайны горного Крыма», «Бах чисарай и окрестности» мы уже кратко рассмотрели историю кня жества Феодоро, его памятники. При этом наше внимание было сосредоточено на феномене «пещерных городов», этих удивительных памятниках крымского средневековья, на спорах исследовате лей вокруг них. Пещерные города-крепости горного Крыма удивительно слиты с экзотическим ландшафтом столовых гор и горных останцев Внутренней гряды. Ограниченные обрывами, почти гори зонтальные плато с вырубленными в верхнем известняковом слое пещерами, создавали идеальные условия для создания оборони тельных сооружений. Они особенно поражали путешественников прошлого как своей живописностью, так и загадочностью. Забы лись их первоначальные имена, заплыли землей и поросли лесом развалины, и только вырубленные в скалах пещеры, лестницы, колодцы, виноградодавильни сопротивлялись действию всеразрушаю-щего времени. Кто высек такое множество пещер и когда? При шельцы-готы или аборигены - потомки тавров и тавроскифов? Какова роль византийских инженеров в постройке раннесредневе- ковых укреплений? Следует ли считать пещеры только вспомога тельными сооружениями, а главными - наземные? А как же пе щерные храмы и монастыри? Что представляют собой «длинные стены», построенные по приказу императора Юстиниана I для обороны «страны Дори», населенной готами - союзниками импе- Рии? И так далее.

о итоге исследователи пришли к согласию по ряду этих вопро сов, хотя далеко не всех. Время возведения крепостей Юго-Западной Таврики, включая Мангуп, приходится на столетие с середины VI по середину VII в. Строились они на обжитых ранее местах укрепленных самой природой и служивших убежищами местному населению в случае военной опасности. Эти крепости, естественно тяготевшие к Херсону и к Византии, строились с участием местного населения, заинтересованного в защите от напора кочевых и полукочевых тюркских этносов. Какова была степень этого участия? Об этом можно только гадать. Думается, что уже слабая осведомен- ность раннесредневековых авторов о крепостях Херсонских Климатов свидетельствует, что это в значительной мере дело рук абориге нов. Характерные византийские строительные приемы явно сочетались с местными, унаследованными от эпохи развития таврских укрепленных убежищ. Предпосылкой их создания являлось совер шенное знание местности и наиболее подходящих пунктов для воз ведения укреплений; этим же, как естественно предположить, рас полагали потомки аборигенов - тавров и тавроскифов, а не оттес ненные сюда в эпоху переселения народов пришельцы с севера, со стороны степи - сарматы, аланы, готы, тюрки.

Далее - в какой степени возникновение «пещерных городов» надо связывать с готами? Ведь по имени их весь край в раннее средневековье стал называться Готией. Однако готы, по сообщению Прокопия, «не любят жить за стенами», а предпочитают «жить в полях». Напротив, укрепленные убежища аборигенов - это есте ственные убежища, обрывы, скалы, лишь в отдельных местах до полненные человеком с помощью достроенной стены, перегоражи вания горного прохода и т. д.

Споры о том, где локализовать Дорос-Феодоро сегодня в ос новном разрешились в пользу Мангупа. Восстановлены по крупи цам основные вехи истории Дороса-Феодоро, выявлена его роль как средоточия византийско-греческо-христианских традиций в про тивовес католическому Западу - в лице генуэзцев и мусульманско му Востоку - в лице татар.

В дальнейшем , говоря о комплексе устойчивых элементов в области лингвистики , религии , искусства , бытовых обыча ев , которые являются в рассматриваемый периол показатель ными лля того или иного нарола , чтобы избежать повторяю щихся перечислений , мы булем пользоваться термином куль турная паралигма ( от греч . paradeigma - пример , образец ).

В следующей нашей книге «Крым в сакральном пространстве» специально Мангупу внимания не уделялось, но была намечена его роль в перемещении культурных парадигм в контексте геополитического «креста пространства». Размышляя над смыслом попу лярного выражения «Крым - перекресток народов и культур», мы ввели понятие «крест пространства». Крест этот образован движением народов - носителей языков и культур - в меридио нальном и широтном направлениях. Эти понятия играют определяющую роль в геополитике.
 
mangupДата: Пятница, 24.06.2011, 06:40 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 102
Награды: 1  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

В Крыму, как сказано выше, геология, история самой земли, предопределяет историю населяющих ее народов. «Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан» (М. Волошин) по горизонтали; а по вертикали полуостров нацелен своим далеко углубившимся в Черное море иысом прямо на середину Малой Азии. Именно в этой гористой,полупустынной местности, согласно данным различных наук, про исходили важнейшие для европейской цивилизации процессы. Здесь развертывалась неолитическая революция Х- VIII вв. до н.э., то есть переход от присваивающей к производящей экономике (выведение домашних пород скота, земледелие, возникновение городов, складывание индоевропейской культурно-языковой общности и т.д.).

Ученые отмечают, что между флорой и фауной Крымского по луострова и Малой Азии много общего. Высказано мнение, что еще в недавнем геологическом прошлом полуостров составлял еди ное пространство с территориями, ныне отъединенными Черным морем. Схожие виды растений и животных, с древности употреб ляемых человеком в пищу, предопределяют перемещения народов.

Между Ай-Тодором, южной оконечностью Таврики и Мало- азийским побережьем - примерно день плавания на парусном судне. Этот издревле проложенный морской путь завершался в древ них малоазийских городах, в том числе Синопе и Трапезунде.

Так природа и история обозначили отрезок меридионального направления, связавшего Крым и Малую Азию. Пересекая Таври ческий полуостров, оно открывало путь культурным импульсам, идущим с юга к северным речным торговым путям. С Херсонесом связано создание славянской азбуки. Именно здесь первоучитель славян Кирилл нашел «книгу писанную русскими письменами». Спустя столетие там свершилось крещение князя Владимира. Двига ясь в южном направлении, мы попадаем в земли Сирии и Палести ны, Египет, и соседние с ним пустыни Аравии, где некогда Моисей получил на горе Синай скрижали Завета.

Древним было знакомо это направление. Они назвали его «Александрийский меридиан» и придавали ему важное значение. Древ негреческий астроном Гиппарх полагал, что устье Днепра, устье Нила с городом Александрия и г. Мероэ в его верховьях располо жены вдоль этого меридиана. И хотя русла этих великих рек обо значают меридиональное направление с известной долей приблизительности, важность последнего, вовлекающего в культурные связи земли к северу от Черного моря, отмечена удивительно верно. Дей ствительно, Таврический полуостров - самый южный участок се верной ойкумены, замыкающий с востока мир средиземноморской культуры.

Характерно, что для людей столь несхожих культурных пара дигм: византийца, христианина Матфея и турка, мусульманина Эв- лии - город Феодоро был прежде всего величественным символом - творением высшего разума, а затем уже делом рук человеческих Какой же символ являет нам город, построенный именно в этом месте, сохранившийся пусть в руинах, и, вопреки разрушительной работе времени и людей, даже в скудных упоминаниях письменных источников до сих пор волнующий наше воображение?

Мангуп - это реальное и символическое срелоточие того перекрестка культур и наролов , которым был Крым .

А если шире - символическое средоточие «креста простран ства», образованного движением народов в широтном направле нии, хорошо известным в античности, и меридиональным направ лением, распространяющимся на народы Севера.

Почему нам так важно именно меридиональное направление? Разумеется, движение народов и культур в широтном, горизон тальном направлении, где Крым играет роль «самого крайнего сторожевого пункта, выдвинутого средиземноморской Европой на Восток», обозначено гораздо ярче. Вообще движение народов вдоль оси Средиземноморье - Малая Азия подкреплено немалым чис лом примеров.

Здесь и примеры легендарные, как поход Озириса-Диониса вплоть до Индии; греко-персидские войны античности, когда «напира ла» Азия; и как ответ на них, поход Александра Македонского, мечтавшего объединить ойкумену под благодатными лучами эллин ской культуры, в синтезе с древневосточными культурами. Позднее во всю длину ойкумены от берегов Средиземноморья до Малой Азии расположилась Римская империя.

В широтном направлении происходило «великое переселение народов» с востока на запад, сокрушившее античный мир в IV — V вв. Однако движение народов в широтном направлении практически не вовлекало в общий культурный обмен многочисленные народно сти и племена, обитавшие к северу от Черного моря.

Отсюла - важность мерилионального пересечения в райо не Таврического полуострова : именно оно открывало путь культурным импульсам , илушим от Египта и Палестины , к северным речным путям , к булушим горолам Киевской и Московской Руси .

этого направления была замечена уже в античности. Именно тогда был выделен Александрийский меридиан, проходив ший через основанную Александром Македонским Александрию - средоточие эллинистической учености и культуры. Однако его се верный отрезок будет вовлечен в культурный обмен в пору раннего средневековья. И ключевая роль перекрестка широтного и мериди онального направлений перемещения культурных парадигм выпа дет именно Доросу-Мангупу, причем с особой наглядностью.

Ведь именно с севера на юг спустились раннегерманские племена готов и злесь , в Малой Азии и Таврике получили они крешение срелиземноморской , византийской культурой .

Так, волею судеб или, как говорили в прежние времена, Божественного Промысла (Провидения) стала скала-крепость символи ческим и вместе с тем реальным средоточием «креста простран ства», прочерченного через Таврику и особенно выпукло обозна чившегося в раннее средневековье.

Меридиональное направление, проходящее через Крым в сред ние века, было прочерчено далее на север, получив в древнерусских источниках название «Путь из варяг в греки».

Во введении к «Повести временных лет» «Александрийский ме ридиан» образно представлен в виде символического маршрута апостола Андрея Первозванного. Освоение и одухотворение пространства между Византией и северо-восточной Европой - главная идея, заложенная в описании путешествия апостола от Черного моря через Скифию до Балтики. В этой легенде киевский летописец ви дел символ исторического места и значения Древней Руси.

«Александрийский меридиан» - понятие настолько же услов ное, как географический меридиан. Сам по себе меридиан неви дим, можно указать его местоположение, но мало что можно ска зать о его свойствах: нельзя сказать, например, какого он цвета. Но вдоль него и вокруг него группируются надежно фиксируемые и поддающиеся изучению следы материальной культуры. Великая историческая миссия народа поначалу незаметна. Да и складывает ся она из судеб людей, не осознающих, что они, решая свои по вседневные проблемы, являются в то же время частью какого-то глобального процесса, начало которого затеряно во тьме веков, а конечная цель непредсказуема.

Сила и действенность культурных парадигм, перемещавшихся в меридиональом направлении, подтверждаются тем фактом, что хри стианство пришло в Таврику не из близкого Константинополя, а непосредственно из Иерусалима. Явившиеся в Таврику в III в. готы, завладев боспорским флотом, двинулись грабить малоазийское по бережье, и многие из них восприняли там христианство.

Все это способствует перемещению культурных парадигм с юга на север: вслед за византийскими монахами идут мастера-архитек торы, иконописцы, переписчики книг. Идет интенсивный обмен товарами и людьми на «пути из варяг в греки».

Византийская империя, северная граница которой включала Хер- сонес и часть Южного берега, придавала Таврике особое значение. Наместники императора - топархи - бдительно следили отсюда за перемещением кочевых орд, появлявшихся из глубин Азии и угро жавших границам империи.

Торговые связи - основа богатства империи - со временем меняли свои маршруты, а через Таврику проходили пути торговли с северными странами.

Как и в древности, в Таврику перебирались переселенцы из густонаселенного Понта. Это движение усилилось в VIII — IX вв. в условиях религиозных и гражданских смут, связанных с иконоборче ством, под напором мусульманских завоевателей.

Понт - римское наименование исторической области , которую в 302 (301) - 64 гг . ло н . э . занимало Понтийское иар - ство - эллинистическое госуларство на южном берегу Черно го моря и в Понтийских горах Анатолии . Наивысшего расиве - та лостигло в иарствование Митрилата VI Евпатора , окончившего свои лни в Пантикапее .

Это страна горных плато , и разлелявших их плолоролных лолин , которые через узкие горные прохолы вели к портам Синоп , Амис , Трапезунл . Внутренние области нахолились пол зашитой грозных крепостей - Феолосиополь , Себастейя , Ко - лонейя , Неокесарея , Комана и лр .

После распала Понтийского царства Трапезунл и прилега -

юшие к нему земли вошли в состав Халлии , олной из фем

( военно - алминистративных округов ) Византийской империи

Константинополь, основанный императором Константином, был провозглашен вторым Римом, преемником священной Римской им перии; этим было положено начало числового ряда, с неизбежно стью предполагавшего появление - рано или поздно - Рима тре- ьего. Так возник образ «странствующего царства», продолжаю щего традицию «священной империи».

В основе идеи «свяшеннои империи» лежит стремление приблизиться к «царствию Божию» на земле ; отсюла , в ча стности ,- сакрализация царской власти .

Византийская империя - священная империя; ее миссия - рас пространение православной веры; и пока она ее выполняет, неваж но, каковы ее материальные успехи, насколько расширилась или сократилась она в своих границах; любой ее осколок несет полноту целого; посвящение в эту миссию может быть передано и неофиту.

По мере распада Византийской империи отдельные ее осколки готовы были подхватить идею странствующего царства, продолжить миссию империи в тех или иных уголках, прежде являвшихся глухи ми провинциями.

Крестовые похолы , влохновляемые папами римскими , име ли важные послелствия лля Византийской империи . Венеци анская республика , которой Византия мешала расширять тор говлю с Востоком , сумела направить в 1204 г . крестоносное воинство на захват Константинополя . Взяв штурмом и раз грабив столицу Византии , крестоносцы захватили всю Грецию , включая острова Эгейского моря , и созлали злесь Латинс кую империю .

На оставшихся землях возникли три греческих госулар - ства : Никейская империя в Малой Азии и на восточных Бал канах , Эпирский леспотат на запале Балкан и Трапезунлская империя .

История византийской диаспоры, часть которой распространя лась на Таврику, не пользовалась глубоким вниманием историков. Однако, учитывая роль ученых греков в передаче культурной пара дигмы в северном направлении, сохранении античного и раннехри стианского наследия, рукописей и икон, наконец, в формировании просвещенной аристократической элиты европейских стран, в том числе России, то вопросы эти, несомненно, заслуживают внимания.

Более того, исследуя судьбы представителей знатных семейств, оставивших след в письменных источниках, мы получаем редкую возможность проследить проявление процессов вокруг «Александ рийского меридиана», так сказать, в лицах.

Священная хоругвь распавшейся империи была подхвачена Ком- нинами, возглавившими Трапезундскую империю.

Трапезунлская империя была созлана в 1204 г . внуками византийского императора Анлроника Комнина Алексеем и Аавилом , которые во время захвата Константинополя нахо дились в Грузии при лворе царицы Тамары . С помошью прело - ставленного ею воинского отряла , братья захватили Трапе - зунл - в то время центр византийской фемы Халлия . Мест ные феолалы и население поллержали их , в результате чего образовалось небольшое госуларство , простиравшееся влоль побережья от Колхилы ло Синопа ; от моря в глубь суши границей его служили Понтийские горы .

Населяли его понтийские греки , которые воспользовались организационной основой прежней фемы лля новых госулар - ственных структур .

К своим влалениям Комнины присоелинили и фему Хер сон , получившую новое название Ператейя - лальняя , замор ская . В 1461 г . Трапезунлская империя была завоевана тур ками .

В центральной и восточной части Анатолии суще ствовало немало провинциальных династий, преимуще ственно армянского проис хождения, над которыми императоры так и не смогли установить полного контро ля. Более того, они нередко стремились к самостоятельному царствованию, подчас пре тендуя и на константинополь ский трон. Среди местных владетелей на протяжении Х- XVI столетий упоминают ся представители знатного Рода Гаврасов, владевших фемой Халдия, расположен ной на землях бывшего Пон- тийского царства.

Власть Гаврасов над Хал- Аией была практически нео граниченной. Прочное положение семейства опиралось династические связи с императорской семьей. Действительно, к нему как к крепкому дереву, были привиты ветви императорских семейств Комнинов, а затем Палеологов. Неудивительно, что господство Гаврасов ослабляло влияние императоров над этими областями,а это ,в свою очередь,способствовало возникновению автономной Трапезундской империи.

Комнины значительно ущемили положение знатного семейства. Попытки вернуть себе былую власть, закончились вытеснением Гаврасов в заморские области в Таврику.Представители рода завлодевают властью в юго-заподной части гороной Таврики-княжество Феодоро.Укрепление династических связей продолжается. Один из князей Феодоро провозгласит себя базилевсом и законным обладателем символа двуглавого орла с копонами на головах - семейным гербом последней династии Па- Хогов Пусть это продолжалось очень недолго, силы последне го осколка Византии были несопоставимы с энергией Османского хищника Но направление было задано: из Трапезунда через Фео- доро двуглавый орел перелетел на Русь.

Выехавшие из Таврики Гаврасы, основатели родов Ховриных и Головиных,задолголо до появления в Москве Софьи Палеолог, стали переносчиком культурной парадигмы «странствующего царства» с юга на север.

Встречное движение вдоль «Александрийского меридиана» на рубеже между увяданием античного мира и началом средневековья нашло выражение в парадоксальном на первый взгляд, термине -«Крымская Готия». За этим термином кроются результат процесса миграции готов от Балтики до Черноморья во П-Ш вв., их при общение к христианскому миру Византии, создание Готской епархии в Таврике, блестящий, но краткий расцвет княжества Феодоро.

В целом, все это - формы материального воплощения «Пути из варяг в греки», вдоль которого происходил культурный обмен древ них, но слабеющих цивилизаций с варварскими, но полными энер гии северными народами.

Рассмотрению феномена меридионального перемещения культурных парадигм влоль Алексанлрийского меридиана через Таврику на основе сохранившихся объектов матери альной культуры и лоступных свилетельств о прелставите - лях рола Гаврасов и посвяшена эта книга .

Общеизвестные исторические сведения, на фоне которых происходят рассматриваемые события, не раскрываются нами подробно. Говоря словами византийского автора, «мы поступаем не так, как греческие философы, которые тратят бесчисленное количество гром ких слов на совершенно ничтожные вещи. У нас, напротив, таков обычай, что о важнейших вещах, которые более всего влияют на жизнь, мы выдвигаем короткие, простые положения, чтобы они легко у всех запечатлевались» [8].[color=red][color=red]
 
imansonwolfДата: Суббота, 12.11.2011, 16:28 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

Хотим мы этого или нет,- но Перестройка была эпохой в истории Руси. „Время собирать камни”.
Наиболее интересные книги, от которых я учился в последние 30 лет.
Герни, Маккуин „Хетты”, издано в Англии, в России книги переиздали тиражом около 300 тысяч экземпляров. И книги в библиотеках, и современные сайты, коротко говоря, вообще не посещаемые. Народу нужен греческий гашиш.
„Крымские каникулы” Сосновского, ссылка на Трубачева. Эти книги народ сдавал на макулатуру в изобилии. Лучше бы делали самокрутки. Трубачев по указке изобрел индо-иранский язык, которого никогда не было на природе и не будет.
Пиоро „Крымская Готия”. Широкорад „Русско-турецкие войны”. Свенцицкая „Первые христиане”. Фадеева „Княжество Феодоро”. Максимова „Античные города” 1956 года издания. Книги по истории, увы, не стареют!
В рассуждениях Свенцицкой я не мог найти ни одной ошибки. Можно догадываться, что не все задачи она решала сама. Возможно, она имеет врожденный интеллект.
Современные горы книг растут, как пирамиды Мавроди.
Трубачев и Фадеева пишут вроде бы правильно: Мангуп- это немецкий термин. Хотя всем известно, что имя Гот произошло от имени жителя Святой Трои. Термин „святой” нельзя было переводить на русский язык,- это название города. А теперь нужно узнавать, как это слово пишется по-палайски. Один- это не германец, а палаец.
 
ErgistalДата: Четверг, 02.08.2012, 11:24 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

Доброго дня.

Возник вопрос, существуют ли реконструкции внешнего вида жителей и воинов Феодоро? Какой комплекс вооружения они предпочитали?
У нас на портале Империал, посвященном стратегиям, истории, политики возник жаркий спор, на эту тему и очень хотелось бы услышать мнение людей компетентных в этом вопросе.
Если можно ответьте сразу в теме спора:
http://imtw.ru/index.php?showtopic=20690&st=0

Или можно ответить здесь, а я тогда перенесу ответ в тему.
Кроме того, будем рады любой интересной информации о славных страницах Крымской истории.
 
imansonwolfДата: Пятница, 03.08.2012, 12:30 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

Тов. Ер...... Дальше не помню. Первым компетентным лицом является директор Мангупа Герцен Александр Германович. Он очень гостеприимный, но говорить с вами он не будет даже за доллары.
Второй компетентный человек- это Ольга Сергеевна. Но ее интересуют только древние синагоги Майен Гаупфта. А значит и вам с нею не по дороге. А может быть я ошибся?
В один момент можно положить в руку 100$,- а историю Дории не освоишь и за 15 лет.
Судя по вашему горячему почерку, вы из новых русских. Для нас такие люди не новые и не интересные. Мы и Новый год встречаем по старому стилю.
 
ErgistalДата: Воскресенье, 05.08.2012, 00:00 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

через гнев бога всё проходит.
Сей мир по природе, как ярмарка:
Как торгует каждый, так получает.
Ничто не стойко и не надёжно в мире,
всё течёт мимо, всё суета,


Уважаемый imansonwolf даже не могу предположить, чем вызвана агрессия в мой адрес, и какие строчки в моём сообщении навели Вас на мысль, что я из касты новых русских. Если я не ошибаюсь, их редко интересует историческая реконструкция.
Quote
Мой автомобильный аккумулятор индейцы пропили. Мою беременную кошку Маркизу индейцы выгнали из кошкиного дома.

Клянусь, в этом я не принимал участия!

Если при входе, необходимо предъявлять паспорта, могу представится.
Зовут меня Евгений, я крымчанин.
Живо интересуюсь историей, хотя профессиональным историком меня не назовёшь. Люблю пройтись с рюкзаком по Крымским горам, был во многих интересных местах. Обожаю Херсонес Таврический. Люблю крепость в Судаке.
На Мангупе был дважды, к сожалению довольно давно. Как подрастёт дочка, обязательно посещу ещё не один раз.

Очень рад, что здесь можно в живую пообщаться с Александром Германовичем.
Ему я хотел бы передать благодарность за перевод "Рассказа о Теодоро. Стихи Матфея, недостойного и ничтожного жреца".
Александр Германович, читал Вашу книгу, "Крепостной ансамбль Мангупа", спасибо весьма познавательно.

Добавлено (05.08.2012, 00:00)
---------------------------------------------
А заданный вопрос...
существуют ли реконструкции внешнего вида жителей и воинов Феодоро? Какой комплекс вооружения они предпочитали?

... возник у нас на форуме по такому случаю. Часть форумчан утверждают, что Феодориты, как часть Византийской империи, пережившая метрополию, должны в большинстве копировать европейско-византийский тип вооружения.
Другие же уверены, что после долгого соседства со степью, наверняка вооружение Феодоритов приобрело большинство черт кочевников, например черкесов.

Так как из форумчан никто глубокими знаниями вопроса не обладает, хотелось бы обратится к людям компетентным.

И на по следок, разве это плохо, когда люди интересуются историей? Пусть мы и не профессионалы, и можем выглядеть глупо и смешно вглазах учёного. Но мы люди, а не пеньки с глазами, и это уже мотивирует smile

 
imansonwolfДата: Воскресенье, 05.08.2012, 05:26 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

Пан Ер...... Опять не могу запомнить. У вас топорный язык. Лес рубят, щепки летят. С такими лесорубами историки не разговаривают вообще.
Скажем честно. Мы все хотим иметь какую-то выгоду. Я тоже без диплома. Но я имею обширный практический опыт. Я прочел практически всю литературу, связанную с историей Дории.
Историки и немцы говорят со мной, потому что я работаю с историей. Пусть даже не по казенному плану.
От меня можно взять оригинальную информацию, мои личные выводы.

Так вы даже не новый русский. Вы мечтатель-романтик, который хочет объять необъятное.
Вы совершенно не объяснили: зечем вы хотите „взять” информацию. Точнее украсть. Таких хитрых романтиков много.
Поэтому я предупреждаю всю несметную армию романтиков и нахлебников.
Есть статья авторское право. По которой можно получить судимость. Точка.
Хорошо видно? Чем выше взлетишь, тем больнее упадешь. Я обращаюсь не Еру, а ко всем хитрым романтикам подряд.
Бизнесмены тоже часто обворовывают профессионалов. Но бизнесмены платят налоги в бюджет. И их терпят.
Вы еще скажите Герцену, что Александр Волк, то бишь я, агрессивный. Он даже спорить с вами не будет. Он просто рассмеется. Он слишком хорошо знает меня. И дармоедов он тоже знает по каждой косточке.
Вы случайно не курите коноплю? (это шутка, ответ не требуется).
Мы вложили огромный труд и деньги в самообразование,- и что, мы мы будем давать бесплатно? Дают давалки,- да и то за деньги.
Для романтиков есть Херсонес, экскурсоводы. Вы поняли намек?
Я на редкость добрый человек. Другие авторы даже не пошлют вас подальше, чтобы не тратить на вас пять минут времени.
Мы же ведь отвечаем за каждое слово. Вам поможешь,- так вы еще и обругаете.
На сайтах, к счастью, мало нахлебников. А по лесам их ходит со стократным избытком. Я должен бросить свои задачи и ухаживать за старыми детьми. А то мне больше нехрен делать. Идите в рестораны, там за вами поухаживают.
 
ErgistalДата: Понедельник, 06.08.2012, 01:34 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

imansonwolf
Вы не столько агрессивный, сколько фанатичный... И глуповатый... Или конопли перекурили, о которой намекали... Уж извините, такое впечатление сложилось.

Информацию могут скрывать жрец (за свою власть над умами) и торгаши (за свои деньги), а учёный или духовный человек информацией делится. И чем больше поделится, тем больше сделает для будущего и настоящего.
Форум создаётся с какой-то целью, привлечь людей, либо дать людям какую-то информацию. Раз этот интернет-портал посвящен Мангупу и его истории, я думал здесь есть люди которым есть что сказать, поделится.

Я не ругаться пришёл, а спросить. И никого грабить не собираюсь.
Так что уважаемый Александр Волк, не тратьте своё время на ответ. На нет и суда нет.
 
imansonwolfДата: Понедельник, 06.08.2012, 08:44 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline

Пан Ер.... Никак не запомню, как вас зовут.
Если вы ученый человек, поделитесь с нами своей информацией.
Дармоедам нужно гулять по святой Палестине. В Дории ошивается много Иванов, не помнящих родства.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Пещерный город Мангуп-Кале © 2024